img
0
Корзина
  • imgСамые низкие цены
  • imgВысокое качетсво
  • imgУдобные условия доставки
  • img”Возврат и обмен” мы сами приедем и заберем
Быстрая доставка
Срочная доставка в день обращения, если товар оформлен до 12:00 (двойной тариф).
img

Формирование ассортимента товаров в магазине

Для успеха розничного бизнеса особую важность имеет товарный ассортимент (ТА), представленный в торговой точке. При правильном подборе он помогает привлечь покупателей. Например, прекрасных результатов можно добиться, если включить в него востребованную продукцию, отсутствующую у конкурентов, а наличие сопутствующих товаров, позволяет повысить уровень продаж.

Процесс формирования ассортимента заключается в осуществлении комплекса действий, направленных на подбор различных групп товаров с их видами и подвидами, отличающимися по всем характеристикам, для их последующей розничной продажи.

Как должно осуществляться формирование ассортимента товаров в магазине, чтобы способствовать успеху бизнеса расскажет эта статья.

Связь со спросом

ТА торговой точки не в последнюю очередь зависит от характера покупательского спроса.

Он бывает:

  • специальным (на конкретный товар, который невозможно заменить никаким другим);
  • импульсивным, т. е. возникающим под влиянием рекламы, воздействия на потребителя посредством различных приемов мерчендайзинга (запах, выкладка, привлекающая внимание и пр.);
  • альтернативным, формирующийся непосредственно в магазине в момент выбора того или иного продовольственного продукта или изделия.

Специалисты считают, что оптимальный перечень товаров (ассортимент) должен иметь стабильный состав продовольственной и промышленной продукции специального спроса, а также предусматривать возможность включения товаров импульсивного и регулярного обновления изделий альтернативного спроса.

На каких принципах осуществляется формирование оптимального ассортимента товаров в магазине

Формирования ТА в коммерческом заведении должно осуществляться с учетом его профили и размеров торгового зала, так как он имеет ограниченную товарную вместимость. Целью этого процесса является удовлетворение потребностей целевой аудитории и высокой прибыльности бизнеса.

Принципы формирования товаров основаны на обеспечении:

  • соответствия ТА покупательскому спросу;
  • необходимой широты и глубины ассортимента, т. е количества товарных категорий, представленных в магазине, и числа наименований товаров (моделей и пр.) в каждой группе;
  • устойчивости ТА, от которой зависит сокращение временных затрат посетителей торговой точки на поиск товаров, а также дает возможность унифицировать технологические процессы коммерческого заведения;
  • создание условий для поддержания рентабельности ТА.

Этапы

Для достижения успеха в сфере розничной торговли, следует с самого начала вести бизнес, основываясь на рекомендациях специалистов.

В частности, они предлагают следующий порядок формирования ассортимента товаров:

  • определение номенклатуры основных товарных групп и подгрупп (ТГиП);
  • осуществление распределения отдельных ТГиП с точки зрения потребительских комплексов (ПК), а также постоянных и сезонных микрокомплексов;
  • определение числа ТГиП в границах ПК и микрокомплексов;
  • разработка конкретной номенклатуры продуктов или промышленной продукции для конкретной торговой точки, предлагаемой для продажи клиентам магазина.

Финальным этапом формирования ТА является разработка конкретного товарного перечня.

Как изучать ТА

Для исследования структуры ТА и анализа эффективности включения в номенклатуру конкретной торговой точки товаров различных ассортиментных групп используется «ABC-анализ».

Он основан на расчете глубины ТА. Например, если он содержит 200 наименований и при анализе его глубины на первые 4 приходится до 80 % объема продаж, на следующие 4 — 10%, а на остальные — 10%, то такая ситуация, являющаяся типичной для большинства торговых точек, характеризует блоки. А, В и С.

Опасной считается ситуация, когда фирма розничной торговли усиливает только первые два блока. Такое развитие ассортимента магазина может дать повышение уровня продаж в краткосрочном периоде. Однако, в конечном счете, оно приведет к ограничению свободы выбора покупателя и к падению посещаемости торгового заведения.

Хотя на привлечение клиентов розничных магазинов большое воздействие имеет использование эффективных методов мерчандайзинга, узкий ТА может свести на нет, все предпринимаемые усилия.

Практические советы

Многие магазины совершают ошибку, закупая продукцию по принципу, «купим и станем наблюдать, будет ли она пользоваться спросом». В результате такого подхода, в магазине или в супермаркете оказывается продукция не нужная покупателю, которая кроме всего прочего занимает значительные площади на полках. В результате клиент долго ищет продовольственные продукты и изделия, нередко их не находит и больше не желает пользоваться услугами конкретного розничного заведения.

Контроль

ТА всегда должен находиться под контролем. Задачей контроля является регулирование ассортимента магазина в соответствии с изменением потребительского спроса, с целью повышения уровня и скорости продаж. Одним инструментов контроля за ТА является система мотивации персонала.

Теперь вам известны факторы формирования ассортимента товаров в магазине и способы его оптимизации. Надеемся, что эта информация будет полезна не только тем, кто готовится к сдаче студенческой курсовой работы, но предпринимателям, делающим первые шаги в сфере розничной торговли.